четверг, 12 марта 2009 г.

Организация маркетинговых исследований в Интернет

Сегодня делаю конспект части 4-й главы учебника И.В. Успенского по интернет-маркетингу.

Успешное ведение бизнеса невозможно без непрерывного контроля за рыночной средой. Но для этого менеджеры компании должны постояно получать информацию и управлять ею.

В современном мире маркетинговая информация имеет огромную ценность. Потребители получают все большие возможности в выборе наиболее полно удовлетворяющих их товаров и услуг, становятся все более разборчивыми. В такой ситуации предсказать реакцию потребителей на те или иные товары и услуги, можно лишь обладая максимумом маркетинговой информации.

Решить названные проблемы помогают современные информационные технологии. Ключевую роль среди них играют компьютерные информационные системы и Интернет.

Маркетинговая информационная система (МИС) призвана связать внутренние и внешние компоненты всех информационных ресурсов в систему, в единое целое. Это система мероприятий по сбору, сортировке, анализу и представлению маркетинговой информации, используемая при принятии маркетинговых решений. Основой МИС являются следующие подсистемы:

1) подсистема внутренней отчетности, в документах которой отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т. д.

2)маркетинговое наблюдение - постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимая как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.

3) маркетинговые исследования, которые в отличие от маркетингового наблюдения предполагают подготовку и проведение различных обследований и анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием.

4) система обеспечения маркетинговых решений (СОМР), которая представляет собой взаимосвязанный набор данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и истолковывает внутреннюю и внешнюю информацию.

Интернет и современные информационные технологии оказывает существенное влияние на возможности и функции МИС, так как:

а) Интернет представляет широкие слои населения, большое число ведущих компаний мира и содержит информацию из всех областей человеческой деятельности;

б) современные информационные технологии обеспечивают выполнение таких важных функций, как хранение маркетинговых данных и осуществление доступа к ним;

в) доступ к информации могут получать как потребители, так и производители продукции;

г) большой объем данных, хранящийся в базах данных, может обрабатываться при помощи тех же информационных систем и технологий, и в виде отчетов становиться доступными всем нуждающимся в ней.

Маркетинговые исследования представляют собой один из ключевых инструментов маркетинговой информационной системы современного предприятия и представляют собой процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений. МИ включает в себя пять последовательных этапов:

1) постановку задач и определение целей;

2) разработку плана исследования;

3) сбор информации;

4) анализ информации;

5) представление результатов исследования.

Обычно исследование начинают с анализа вторичных данных, которые могут пригодиться для полного или частичного решения задачи.

Основными источниками вторичных данных являются:

а) внутренние данные о деятельности предприятия;

б) данные, доступные через Интернет.

Основными методами сбора первичных данных выступают опросы, наблюдение и проведение экспериментов.

Методы сбора данных

В случае проведения вторичных маркетинговых исследований на первый план выступают методы поиска в Интернете необходимой информации. Основными инструментами ее поиска сегодня являются поисковые системы и каталоги.

В случае сбора первичной информации - интернет-опросы (анкетирование), наблюдение (систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта) и эксперименты (наблюдение, имеющее целью установление причинно-следственных связей между событиями).

Поиск информации в Интернете

Одним из основных аспектов проведения вторичных маркетинговых исследований при помощи Интернета является поиск источников информации.
Основными условиями получения качественного результата при проведении поиска являются контроль полноты охвата ресурсов и достоверности найденной информации.

Сетевые информационные ресурсы

По способу организации и хранения информации ее источники в Интернете можно разделить на следующие основные категории:

1) файловые серверы, доступ к данным которых осуществляется с помощью специальных программ, поддерживающих протокол передачи файлов — FTP;

2) web-сайты, содержащие информацию в самой произвольной форме: графической, звуковой, видеоизображения и т. д.;

3) телеконференции, представляющие собой способ общения людей в сети с целью обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации;

4) базы данных, содержащие самую произвольную информацию: публикации, справочную информацию, другие данные.

Средства поиска информации

По принципу организации и использования средства поиска можно выделить следующие инструменты:

а) поисковые машины — являются ключевым инструментом поиска информации, поскольку содержат индексы большинства web-серверов Интернета;

б) мета-средства поиска — позволяют ускорить выполнение запроса путем передачи аргументов поиска, то есть ключевых слов, одновременно нескольким поисковым системам;

в) специализированные средства поиска — представляют собой «программы-пауки», которые в автоматическом режиме просматривают web-страницы, отыскивая на них нужную информацию;

г) каталоги — как и поисковые машины, используются посетителями Интернета для нахождения необходимой информации. Каталог представляет собой иерархически организованную структуру, в которую данные заносится по инициативе пользователей.

Методы поиска информации

Поиск информации в Интернете может быть произведен при помощи двух основных методов, которые, в зависимости от его целей и задач, могут быть использованы по отдельности или в комбинации друг с другом:

1) использование поисковых систем. Его применение основано на ключевых словах, которые передаются системе в качестве аргумента поиска;

2) поиск по гипертекстовым ссылкам — поскольку все сайты Интернета связаны между собой гиперссылками, поиск информации может быть произведен путем последовательного просмотра с помощью браузера связанных ссылками web-страниц.

Поиск с использованием поисковых машин - эту часть конспекта выделю в отдельное сообщение, так как практически каждому из нас требуется знать, как быстро и качественно искать информацию в Интернет.

Читать полный текст...

Комментариев нет:

Отправить комментарий